Наша коллега Ульяна Макеева взяла на себя непростую задачу — встретится с родными погибших 1 января 2023 года наших земляков, выслушать их и рассказать их историю, дабы сохранить светлую память о ребятах, отдавших жизнь, порой даже не выстрелив ни раза.

Для того, чтобы эти истории увидели как можно больше людей, мы публикуем их от имени автора:

«27-лет -ний Никита Дубровин в числе первых был мобилизован и ушёл служить в сентябре 2022 года. В январе этого года его мама Елена узнала, что сын больше не вернётся домой. Молодой человек погиб в ДНР. О том, каким был Никита, каким останется в памяти родных, друзей и коллег.

Елена рассказала нашему изданию. Это монолог матери, который мы прерываем лишь некоторыми авторскими дополнениями. Елена говорит о сыне в настоящем времени, он будто бы рядом.

«Никита — медбрат в городской поликлинике, в отделении физиотерапии. 22 сентября он вышел на работу после отпуска и узнал, что на него выписана повестка. Мы её ещё не получили, но сыночек сам отправился в военкомат, не дожидаясь официального приглашения. Перед этим пришёл ко мне, мы всё обсудили с ним. Я спрашивала, может, мы ошибку сделали, что сами явились в военкомат, а он говорил, что нет, никогда «отмазываться» не буду. Это взвешенное решение он принял самостоятельно. Нам дали день на сборы. Для меня всё происходящее было неожиданностью. Никитка же был в числе первых мобилизованных, тогда ещё многое чего не понимали, не знали, была суета. Казалось, что его сразу отправят на линию фронта. Потом нас, родителей и жён, стали собирать и всё разъяснять. Мы уже тогда узнали, что ребят будут вначале учить, они пройдут боевое слаживание. Он, как профессионал, был отобран санинструктором в медпункт полка. В числе прочих, их было пятеро ребят, все из одного Новокуйбышевского медицинского колледжа, они уже знали друг друга. Говорил, что всё у них было — специальные палатки, необходимые препараты. Рассказывал, что будут спасать других. Они к этому ежедневно готовились, проходили усиленное обучение. Никита — военнообязанный, поэтому понимал, что если начнётся призыв, то его эта участь не минует. Он не бежал, не пытался скрыться, наоборот, с готовностью пошёл. В этот момент мой ребёнок открылся мне с другой стороны, как взрослый мужчина, принимающий самостоятельные решения. Он еще больше окреп и расправил ся. Смелым стал, настрой был позитивный. Хотели всей нашей дружной семьёй на юг съездить, когда всё закончится».

Мы сидим с Еленой на кухне. Маленькая красивая женщина. Видно, что ни один день теперь для неё не проходит без слёз. Тем не менее, она вызвалась рассказать о своём сыне, чтобы память о нём жила. Включает телефон и даёт мне прослушать последнее голосовое сообщение от Никиты. Оно было записано ещё до того, как он пошёл «за ленточку». В интонациях парня спокойствие. Чувствуется, что он хочет передать его и маме. Звучало сообщение так:

«Желаю, мам, тебе терпения, здоровья. Дай Бог, чтобы всё было хорошо. Мне тяжело, но всё наладится. Будем надеяться, что к весне вернусь домой. Тихона, дядю Рому, жену свою очень люблю. Всё будет хорошо, крепись и молись. Всё образуется».

Елена, вытирает слёзы и продолжает рассказ о сыне и своей семье.

«Я всегда гордилась своим мальчиком. Он был поддержкой и опорой, очень любил нас и мы его. Такой воспитанный, ласковый, добрый от природы. Я растила Никиту до 2004 года как мать-одиночка, потом вышла замуж и у него появился отчим. Между ними были настоящие отношения отца и сына. Мы жили дружно. Родился младший сын — Тихон. Вы знаете, у них разница 14 лет, при этом Никита так его любил, всё время с ним занимался, играл. С пелёнок. Вот только своих малышей не успел понянчить. Он очень любил детей, хотел их лечить. Он и мне всегда со здоровьем помогал. Не дай Бог, заболею, от меня не отходит. Купил кушетку домой, чтобы мне массаж делать, когда хондроз со мной случился. У него в планах было получение высшего образования. Сразу после учёбы в колледже он пошёл работать в реанимацию, затем его забрали служить в армию. Он исполнял свой долг в Хабаровске, в штабе космических войск. У сына были обязанности, также связанные с медициной. После его службы я, как мама, получила благодарственное письмо за достойное воспитание сына, а ему была написана самая положительная характеристика. Когда вернулся, какое-то время работал в лагере «Берёзки». Потом снова пошёл трудиться в поликлинику.

Между мной и Никитой была очень прочная связь. Он родился раньше срока, в шесть с половиной месяцев. Его вес был 1 килограмм 200 граммов, рост 42 сантиметра. Два месяца мы его выхаживали в кювезе, столько было вопросов со здоровьем, но мы его вытянули, он расправился и возмужал. Мне казалось, что тогда, в детстве, закончились все его испытания, но нет».

Елена дала мне пачку распечатанных снимков с Никитой. Все они сделаны в 2022 году. Удивительно, ведь сейчас редко кто их печатает. С фотографий на меня сморит красивый молодой парень. Вот он обнимается с мамой и женой Анастасией, парень в военной форме. На одних кадрах выглядит ещё мальчиком, но чем дольше служит, тем больше в глазах осознанности и понимания происходящего.

 
 

«У Никиты есть жена Анастасия, кстати, тоже медик. Они с ней расписались полтора года назад. Мы сделали им красивую и весёлую свадьбу. Незадолго до Нового года Никита написал, чтобы мы купили для Насти хорошую швейную машинку. Она у нас творческая девочка, и он хотел, чтобы ей было не скучно дома ждать его. При этом говорил, чтобы был сюрприз для неё и не сообщали ей до праздника. Мы дополнили этот подарок ещё и швейными наборами. С 31 декабря на 1 января Настя была с нами. Моё женское сердце не обманешь, я не знала почему, но было тревожно и неспокойно на душе. Никита не выходил на связь, мы знали, им нельзя звонить и он на задании. Сами тоже не звонили, потому что запрет был».

 
 

Елена открывает мессенджер, в нём переписки с сыном. Последние сообщения все без ответа. 4 января она ещё набирала номер Никиты. Абонент недоступен.

«Я звонила на все горячие линии, искала своего мальчика. Чувствовала, что ниточка между нами оборвалась, но надежда всё равно была. Раньше, до мобилизации, мы с ним созванивались каждый день и долго-долго разговаривали. У него время обеда на работе, а он мне звонит, вместо того чтобы поесть. Всё расскажет, я — ему. Между нами были доверительные отношения и особая связь, поэтому я не могла не почувствовать — что-то произошло. Когда я выяснила, что его предположительно нашли погибшим, то тут мы с супругом вылетели на опознание. Взяли мою ДНК, было три мучительных дня ожидания, но уже всё стало понятно. Потом сообщили: да, мой Никита погиб под обломками здания. Мне дали с ним попрощаться. Мы купили для него иконку, крестик, самое красивое покрывало, чтобы всё было правильно и по-христиански. Поминальную службу мы заказали в старинном красивом храме в Ростове-на-Дону. На похороны пришли все: родные, воспитатели, учителя, преподаватели, товарищи и коллеги. Все провожали нашего Никиту».

Никита Дубровин был похоронен 26 января. Ему присвоен орден Мужества посмертно. Вечная память герою.»