Вот уже десятый год Альбина Бубликова преподает русский язык и литературу осужденным ИК № 5. GorodNsk63.ru расспросил, чем отличается обычное обучение от обучения «за решеткой»

  • Как вы пришли работать в колонию?

В 2004 году школу № 14, в которой я работала, закрыли, а меня сократили. Знакомая сообщила мне, что есть вакансия. Я прошла собеседование и была принята на работу. Так я и работаю там уже почти 10 лет.

  • Кто, кроме вас, работает в колонии?

В нашей школе работают исключительно учителя с огромным опытом работы, ведь это довольно трудно и к каждому подход найти, и в грязь лицом не ударить, никого не унизить. В этой особенной школе свои законы, по которым нам тоже приходиться жить. Всего нас 8 постоянных учителей и два приходящих.

  • Чем отличается система образования?

Мы только две оценки ставим — «4» и «3», других нет. «Пятерки» им не положены, а «двойки»  — это унизительно, потому лучше не ставить их. Домашнее задание осужденные тоже не все  выполняют, в колонии они могут разве что читать. Жаль, что в местной библиотеке недостаточно классической литературы. Было бы здорово, если бы какой-нибудь меценат подарил нам книги. У нас там нет ни интернета, ничего. Мел и доска. Учатся они по системе вечерней школы и попасть может любой по заявлению.

  • Какой именно литературы не хватает библиотеке колонии?

Библиотека в колонии очень устаревшая, практически нет пользующихся популярностью книг классической художественной литературы 19 и 20 века, например, Есенина, Булгакова, Цветаевой, Астафьева.

  • По какой программе учатся заключенные?

Та же программа, что и у обычных школьников, просто одиннадцатый класс разбит на два.

  • Есть любимчики у вас?

Да, есть один. Молодой совсем по глупости попал, а сейчас заинтересовался учебой, много читает, внимательный. 

  • Кого сложнее учить детей или осужденных?

Осужденных, конечно, сложнее. В обычной школе современному учителю все технологии в руки. Да и здесь у нас индивидуальный подход к каждому, ведь им очень нужно понимание и общение. Особенно женское общение очень ценно.

  • Ухаживают заключенные?

Бывает, если молодой учитель.

  • Как вы охарактеризуете контенгент?

Ребята все практически несчастные, в основном из неблагополучных семей. Больше всех по «политической» статье 228 . Мы ее так окрестили, потому что именно по ней больше всех осужденных. Причем, называют эту статью так сами заключенные, мы уже от них переняли такое название. Часто болеют — не санаторий все-таки, а мы беседы с ними обязательно проводим, чтобы следили за здоровьем своим.

  • Осужденные просят принести им что-то запрещенное?

Поначалу просили, конечно. Например, часы, стакан стеклянный или семечки — запрещено же, но когда несколько раз отказываешь, понимают и перестают просить.

  • Какие произведения классической литературы любят читать?

Конечно, Достоевский. «Преступление и наказание» заставляет их задуматься, к тому же мы начинаем с биографии Федора Михайловича, а он же в ссылке был, этим он близок им тоже. «Война и мир» — в основном женские образы любят и, конечно, стихи о любви.

  • Мышление ваших учеников от обычных школьников отличается?

Конечно! Например, Маяковский у них в почете, потому что внешне на них похож, а писатели-арестанты воспринимаются своими, потому что они видели жизнь также, как они ее видят — из-за решетки.

  • Расскажите о чем пишут сочинения осужденные?

О свободе, конечно! Все считают, что на свободе у них все изменится к лучшему. О счастье пишут, часто поднимают тему семьи, не важно по какому произведению пишут сочинение. Семья — самая важная ценность для них.  Проскальзывают иногда и политические тексты, например, тема села, на которое нашему правительству нужно обратить внимание и развивать сельское хозяйство.

  • Вам когда-нибудь угрожали ученики?

Нет, никогда!

  • Вы чувствуете себя в заключении?

Да, атмосфера там давит, конечно. Мы даже шутим по этому поводу.

  • Вы проходите досмотр?

Да, как любой сотрудник колонии, мы и досмотр проходим, все запрещенные предметы мы сдаем, в том числе свои телефоны. И офицер всегда рядом, охраняет нас.

  • Какой отпечаток на учителя накладывает работа в исправительном учреждении?

Мы перенимаем их жаргон. Периодически начинают проскальзывать в обычной жизни слова из их мира. Мне даже предложили, как Ожегову, свой «фенебот» (словарь жаргона — прим.редакции) написать.

  • В школе ученики хулиганят и шкодят. А здесь?

Точно такие же школьники. Даже поведение соответствующее. Недавно у нас кто-то огнетушитель взял и пену пустил. Хулиганы.

  • Сегодня День учителя. Что вы хотите сказать в этот день?

Хочется поздравить всех коллег, всех тех, кто долгие годы бок о бок стоит у доски с мелом, особенно ветеранов, которые многие годы посвятили образованию подрастающего поколения. Пожелать терпения и здоровья! Благополучия и побед! С праздником, дорогие!

Вступайте в НАШУ группу «ВКонтакте», узнавайте новости первыми! Там вас ждут: фото, видео, дискуссии, опросы